Проповеди

Вы — храм Бога

С воскресным днём, Христос Воскресе! Во и Отца, и Сына, и Святого Духа! Сегодня мы слышали в апостольском чтении интересные слова, которые апостол Павел направляет к жителям Коринфа. Он говорит: «Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом». Перед тем, как сказать эти слова, если мы прочитаем полностью главу второго послания к Коринфянам, апостол Павел задаёт ряд риторических вопросов.

Он сравнивает и говорит: «Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами?» И когда он приводит примеры в этом послании из Ветхого Завета, то, возможно, он в это время вспоминал историю из Четвёртой книги Царств, когда царь Манассия поставил жертвенник идолу Астарты в храме, тем самым осквернив святое место. Или, возможно, он вспомнил из книги пророка Даниила момент, когда царь Антиох занёс статую Зевса в Иерусалимский храм в 167 году до Рождества Христова, и как раз известна фраза «Мир без запустения». Эта еврейская фраза, посвящённая воспоминанию о том, что некогда осквернён был Иерусалимский храм. Возможно, апостол Павел, обращаясь к Коринфянам, вспоминает совершенно недавнее событие — как император Каллигула, совершенно сойдя с ума, объявил себя Богом и начал возводить в собственное имя жертвенники и храмы. Он хотел осквернить Иерусалимский храм, но в 41-м году он скончался, учитывая, что второе послание Коринфянам апостол Павел пишет немного позже, то это совершенно свежие воспоминания для автора послания.

Но так или иначе, обращаясь к Коринфянам, апостол Павел не имеет в виду исключительно исторические события, а обращается к тем реалиям, которые происходят на самом деле в этом христианском сообществе. Дело в том, что в Коринфе было очень много язычников, и христиане, опасаясь за свою жизнь, они одно время причащались и собирались между христианами, а другое время участвовали в языческих жертвоприношениях. Он об этом говорит прямо во втором послании: «Язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу, — пишет апостол, — но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской». И сегодня мы слышим: «Ведь мы — храм Бога Живого», — напоминает апостол.

Мы помним момент из Евангелия от Иоанна, когда Господь разговаривает с самарянкой у колодца и говорит ей о том, что скоро не будут люди поклоняться ни на храмовой горе, ни в каком-либо другом месте, но будут молиться везде.

И в том же Евангелии от Иоанна мы можем вспомнить другие слова Христа, когда к нему подходят фарисеи, он говорит им: «Я могу разрушить храм и в три дня его восстановить». Они удивились, что это речь идёт о Иерусалимском храме, а он говорил о храме своего тела, что он умрёт, восстанет за грехи и воскреснет. И в таком случае, когда мы говорим о теле Христовом, мы говорим о храме Божьем, что теперь Господь является внутри нас храмом.

Апостол Павел повторяет, что наши тела — суть храм Божий. Он во многих посланиях это говорит. И в конце сегодняшнего апостольского послания мы видим замечательные слова Павла, которые говорят о том, что «вы будете моими сынами и дочерьми».

Я не устаю повторять о том, что у нас очень бывают разные ступени нашей духовности, и вот самая нижняя ступень — это языческая ступень нашей духовности, когда вроде бы кажется, нет уже язычества, все — христианство, монотеизм, что все религии о едином Боге, но язычество присутствует внутри самих нас, внутри самой нашей церкви.

Это самое язычество, когда мы к Богу относимся язычески, когда мы с Ним торгуемся и просим у Него что-то, когда мы боимся, когда мы делаем что-то в нашей жизни, потому что мы боимся наказания, как будто мы рабы, а Господь — наш хозяин.

Есть вторая ступень отношения с Богом — это договор, когда человек говорит: «Господи, я Тебе сейчас пять акафистов прочитаю, десять поклонов сделаю, свечку поставлю, посмотрю, как она горит, иконочки все поцелую, а Ты, пожалуйста, сделай, выполни вот это, вот это, вот это» и перечисляет Богу свои требования. Разве это не язычество? Разве это не то же самое поклонение, когда мы совершаем грехи, отдаляясь от Бога? Вот мы говорим об идолах, там, Зевс, Перун, ещё какие-то идолы, а про себя вроде как исповедуем Единого Бога.

Но так ли это на самом деле? Являемся ли мы сынами и дочерьми Божьими? Потому что каждый из идолов, которым люди поклонялись раньше, олицетворял ту или иную страсть, ту или иную греховность. Целый пантеон страстей: боги блуда, или боги войны, или бог денег, и так далее. То есть разве мы сейчас не находимся в таком же положении, когда выйдя из храма, посвятив Богу каких-то, там, может быть, полтора-два часа, мы выходим и начинаем поклоняться тем же самым богам? Просто мы их по-другому называем.

Когда мы зависим от денег, и всю жизнь мы посвящаем ради того, чтобы заработать, разве мы не поклоняемся богу денег? Когда девушка, помешанная, допустим, на красоте, не соответствует каким-то эстетическим своим внутренним переживаниям, а губы надувает ботоксом, ещё что-то делает с собой, для современного молодёжи это известная такая ситуация. Разве этот человек не поклоняется богине блуда, демону, о котором говорит апостол Павел?! И более того, апостол Павел говорит, что вы, храм Божий, почему? Потому что в вас, внутри, находится Дух Святой.

И вы соединяетесь с телом и кровью Христова, как сейчас мы будем причащаться. Это единственное, что даёт нам внутреннее основание иметь благодать внутри себя, благодать Духа Святого. Есть даже ситуация, если вспомнить известного логотерапевта, экзистенциального психотерапевта Виктора Франкла, он написал замечательную книгу «Скажи, жизни Да!». Он описывает момент, когда люди, оказавшись в концлагере, пытаются выжить.

Франкл рассказывает, где люди искали внутри себя основание, опору для жизни. Так вот, там есть момент, когда люди, европейское сознание, оно всегда очень почитало рождественское торжество, наряжали там ёлки, это был семейный праздник, и Виктор Франкл описывает ситуацию, что большинство смертей в концлагере было как раз, когда наступал 25 декабря. Люди ожидали внутри себя, что тут что-то изменится, что придут их спасти и так далее.

Они цеплялись и основывали свою жизнь, свою опору на чем-то внешнем, на чем-то, что их может спасти.

И вот апостол Павел, и святые отцы, и всё христианство говорят, что настоящее сыновство перед Богом наступает тогда, когда внутренняя опора находится в нас самих, когда мы ищем Царство Небесное внутри нас, когда мы ощущаем Духа Святого внутри нас.

Вроде бы кажется, что разрушите эти все храмы, уберите все иконы, отнимите у нас все святыни, и что, тогда получается, ничего не останется? Но нет.

Оказывается, что когда наступает такой кризис внутри Церкви, духовность возрастает в разы. Вспомните советские времена, когда люди в катакомбах служили. Единственное, что нужно было для христиан — это ни иконы, ни храмы, ни облачения и так далее. Священники, если почитать воспоминания Сергея Фуделя, в 5 утра в рясах поднимали черствый чёрный хлеб и жестяные кружки и у окна служили литургию: «Твоя от Твоих тебе приносяще о всех и за вся», поднимали этот хлеб и чашку.

Когда мы смотрим на современную сирийскую церковь, как она была в гонениях последние 2000 лет, и где же они находят эти основания духовности? Почему в такие исторические моменты больше всего святых? Потому что когда из-под наших ног выбивают вот эти внешние опоры — опоры красоты, эстетики, хорового пения, икон, спокойствия, тепла, уюта и так далее, человек начинает искать внутреннюю опору. И эту внутреннюю опору он либо не находит и сдаётся, либо находит и понимает, что внутри него вот это Царство Небесное, что ничто не может его сломить, потому что он верит в Господа Иисуса Христа и видит Царство Божие внутри себя.
Аминь.
Made on
Tilda